Якщо опозиція виграє парламентські вибори - вона отримає перемогу і на президентських виборах 2015 року

Якщо опозиція виграє парламентські вибори - вона отримає перемогу і на президентських виборах 2015 року

17:45, 29 січня 2012 | Інтерфакс-Україна

Ексклюзивне інтерв'ю агентству «Інтерфакс-Україна» лідера партії «Фронт Змін», народного депутата України Арсенія Яценюка. (Інтерв'ю було записано перед початком форуму в Давосі та прийняттям резолюції ПАРЄ в Стразбурзі).

Вы едете на Всемирный экономический форум… Какая цель вашей поездки в Давос?

От оппозиции в Давосе я выступаю один. Мы согласовали такой формат с «Батькивщиной». Немыря (заместитель главы партии "Батькивщина" Григорий Немыря – ИФ) также получил приглашение, но едет в Страсбург (на заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы – ИФ).

Я обратился к первому заместителю главы партии «Батькивщина» Александру Турчинову и другим членам оппозиции с просьбой высказать свое видение относительно того, какие позиции необходимо представить на Давосском форуме.

Мое задание – это раскрыть два вопроса – высказать позицию Объединенной оппозиции по поводу того, что происходит в Украине. И второе - принять участие в предметной дискуссии об экономическом будущем как большого мира, так и Украины в рамках большого мира.

У меня запланировано несколько встреч, в том числе с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдтом, известным американским финансистом Джорджем Соросом. Будет еще несколько встреч в зависимости от того, как будут развиваться события…

Парламентская ассамблея Совета Европы готовит резолюцию по Украине. По вашим прогнозам, она будет оптекаемой или жесткой?

Я не думаю, что она будет оптекаемой, потому что есть вещи, которые невозможно утаить. Стоит вопрос ущемления демократических свобод в Украине. В ней будут однозначно отражены вопросы политических преследований, в первую очередь Юлии Тимошенко (лидер партии «Батькивщина», бывший премьер-министр Украины – ИФ) и Юрия Луценко (лидер партии «Народная самооборона, экс-министр внутренних дел Украины – ИФ), поэтому, я думаю, что можно ожидать довольно предметной резолюции по отношению к внутренней украинской ситуации.

Скорее всего, в резолюции будет пункт, касающийся предстоящих парламентских выборов, о необходимости соблюдения всех демократических стандартов при проведении этих выборов. Но печально то, что на сегодняшнюю украинскую власть не действуют резолюции.

Вы считаете, что украинская власть не отреагирует на резолюцию ПАСЕ?

Они вообще никогда на резолюции не реагируют, действующая власть может реагировать только на жесткие действия персонально по отношению к власти.

Из ваших слов можно сделать вывод, что стоит ожидать со стороны Запада жестких действий по отношению к украинским властям?

Думаю, что время резолюций заканчивается. Пока власть спасает только то, что они хотя бы на словах обещают честные выборы. Поэтому период жестких действий отложен до парламентской кампании 2012 года. Если выборы будут соответствовать демократическим стандартам, то уже новый парламент будет работать над тем, чтобы резолюции по Украине стали не декларативными документами, а начали выполняться. Если же выборы в парламент будут признаны недемократическими, ну что ж, наступит совсем другая новая эпоха отношений между Украиной и Западом.

А вы допускаете, что выборы в украинский парламент могут быть признаны недемократическими?

Скажу так: если власть будет четко выполнять действующий закон (закон о выборах народных депутатов – ИФ), то шансы демократичности выборов крайне высоки. Но, зная, каким образом работает Янукович (президент Украины Виктор Янукович– ИФ) и Партия регионов, как они работали на всех выборах, то можно предположить, что они не изменят своим правилам. Законом запрещена скупка голосов - за нее предусматривается уголовная ответственность. Но, несмотря на это, они скупают голоса. Законом запрещена скупка членов избирательных комиссий и давление на них. Несмотря на это, они это делают. Поэтому все зависит непосредственно от президента Януковича. Исход парламентской кампании 2012 года зависит персонально от Януковича. Если он даст команду - любой ценой выиграть парламентские выборы и сформировать 300 голосов, которые потом в парламенте изберут Януковича президентом на следующий срок, то он смело может ограничить территорию своего передвижения даже не всей территорией Украины. Если он примет для себя государственное решение – обеспечить выполнение закона и провести выборы по демократическим принципам – даже несмотря на то, что партия власти выборы проигрывает, то это, в принципе, может спасти последние два года его (Януковича – ИФ) президентства.

А что будет делать оппозиция, чтобы противостоять попыткам проведения недемократических выборов, возможным фальсификациям?

У нас подготовлен комплексный план. Ну, во-первых, оппозиция подписала соглашение о совместных действия. Это важнейший документ. Объясню почему. Ведь посадить всю оппозицию за один стол переговоров - это сложнейшая задача, но чтобы еще что-то представители оппозиции подписали – это вообще невероятно, но это случилось. Почему это произошло? Буду откровенен, это случилось, в первую очередь потому, что посадили Тимошенко. Именно это стало толчком для того, чтобы оппозиция поняла, если мы будем по разные стороны баррикад, то в принципе каждого отстреляют – это в лучшем случае. И вторая причина - пока оппозиция объединена против Януковича.

Теперь мы должны перейти в третью стадию и показать, за что мы выступаем. Это крайне сложная стадия, но она дает возможность победить. Необходимо, чтобы избиратель понял, почему он голосует за оппозицию.

Эта самая сложная стадия, которая, во-первых, предусматривает формирование коалиции в новом парламенте. Во-вторых, предполагает совместное голосование по целому ряду законов, которые необходимы стране и которые должны стать частью предвыборной кампании, обещаний оппозиции и потом выполнение этих обещаний. В-третьих, это избрание своего (от оппозиции) председателя парламента. В-четвертых, лишение президента Януковича права назначать своего премьер-министра и свое правительство, потому что только парламент дает согласие на назначение премьера. Таким образом у Януковича отбирают исполнительную ветвь власти. Все это сбалансирует страну, восстановит конституционное устройство страны и принцип распределения власти.

В рамках этих заданий оппозиция обязана возвратиться к судебной реформе, восстановить независимость судов, радикально изменить порядок формирования высшего совета юстиции и квалификационной комиссии судей, чтобы можно было проводить независимое судопроизводство. Все это станет залогом проведения честного и независимого суда по делу Тимошенко.

Я считаю, что наилучший путь к освобождению Тимошенко – это в первую неделю заседания нового состава парламента внести изменения в законодательство, которое регулирует деятельность судебной ветви власти, наделить соответствующими полномочиями Верховный суд Украины. Нам не надо принимать отдельный закон по Тимошенко, там (в уголовном деле против экс-премьер-министра – ИФ) нет состава преступления. Если будет проведен честный суд, то Тимошенко будет оправдана по всем статьям.

Получается, что Тимошенко окажется на свободе, только в случае победы оппозиции на выборах в Верховную Раду…

Если мы приходим к власти, мы понимаем, как освободить Тимошенко. Сегодня она может быть освобождена только в одном случае - если Янукович примет для себя такое решение.

Насколько вероятно, что до парламентских выборов может быть изменен избирательный закон?

Я четко заявил, что у власти существуют планы изменить закон о выборах. Как она может реализовать этот план? Они (представители власти – ИФ) собираются найти несколько народных депутатов Украины, будто бы из оппозиционного лагеря, которые внесут свои предложения в закон о выборах и зарегистрируют законопроект в Верховной Раде. А потом власть скажет – это же не мы хотели, это же оппозиция предложила, так вот давайте проведем новую дискуссию, каким должен быть закон о выборах.

Партия регионов хочет изменить закон, потому что ее представители понимают, что согласно действующему закону, они не набирают не то, что триста (конституционное большинство – ИФ), они не набирают даже 226 голосов (количество голосов необходимое для принятие решений- ИФ).

Мы ликвидировали возможность снятия кандидатов в депутаты во время предвыборной гонки. Мы минимизировали возможные способы фальсификации - предусмотрели необходимость сохранения бюллетеней в течение пяти лет, оперативное обнародование информации о явке избирателей, что не дает возможность вбрасывать бюллетени. В этом законе существует еще десятки предохранителей, именно поэтому вся эта бригада хочет почистить эти положения.

Более того, чтобы получить определенные голоса, они хотят бросить кость в виде снижения избирательного барьера (в законе проходной барьер составляет 5 % - ИФ). Ну, если будет снижен избирательный барьер – это сразу же восстановит болезненное гетманство среди отдельных украинских оппозиционеров. Таким образом, представители провластного большинства хотят решить две задачи – мягко говоря, создать напряжение в оппозиционном лагере и, бросив кость отдельным оппозиционерам, дать возможность власти контролировать избирательный процесс и фактически легитимизировать злоупотребления на выборах. Но у них есть еще один вариант…

Какой?

Через Конституционный суд признать отдельные положения закона о выборах неконституционными. Есть базовое положение о баллотировании кандидата в народные депутаты одновременно по партийному списку и в мажоритарных округах. Оппоненты говорят о том, что это положение неконституционно, ссылаясь на решение Конституционного суда от 1998 года, который, рассмотрев аналогичный вопрос, признал данную норму, не соответствующей Основному закону.

Но мы знаем, что у нас Конституционный суд легко может переписать Конституцию без воли украинского народа, поэтому там планов много. Я заявляю, что любые изменения к избирательному закону будут означать одно – делегитимизация выборов еще до момента проведения этих выборов.

Договоренность о едином списке оппозиции по мажоритарным округам не означает, что она создаст большинство в парламенте. Каковы гарантии, что оппозиционное большинство будет создано в новом составе Верховной Рады?

Одним из пунктов подписанного представителями оппозиции соглашения является формирование коалиции в парламенте.

Но ведь можно подписать, а потом не выполнить…

Вот-вот… Именно поэтому базовый принцип формирования единого списка мажоритарных кандидатов – это не только качество кандидатов в депутаты, но и ответственность, как партии, которая предлагает этого кандидата, так и самого депутата. Что он, после того, как выиграет выборы под флагом объединенной оппозиции побежит объединяться с Партией регионов? Это очень важный вызов! Но это и тест на то, насколько высшее руководство оппозиционных партий ответственно в вопросе выдвижения кандидатов в депутаты. Ведь люди потом спросят: мы голосовали за вашего кандидата, мы все ставили подписи, а что он там делает в секторе Партии регионов?

Более того, есть еще одна очень важная вещь: существует два варианта работы в политике – присутствие, паразитирование в политике и государственная деятельность посредством политики, посредством представления себя в парламенте. В первом случае рассуждают так - проведу своих 20 депутатов и буду как-то жить. А во втором варианте - это реальная государственная деятельность, которая возможна только в том случае, если оппозиция объединилась, если она создала коалицию, избрала спикера, приняла законы, необходимые стране, то есть выполнила реальные действия, которые изменят жизнь каждого украинца.

Именно в этом случае мы выиграем президентские выборы 2015 года, потому что парламентские выборы в этом году - это репетиция президентской кампании. Если оппозиция в состоянии объединиться и выиграть выборы 2012 года, это означает, что мы выиграем выборы 2015 года.

Вы будете выдвигать свою кандидатуру на должность президента Украины?

Поговорим об этом в 2015 году.

Скоро открывается очередная парламентская сессия, какая она будет?

Да нормальная предвыборная сессия будет, никто ничего принимать не будет.

На этой сессии парламент может ратифицировать соглашения о зоне свободной торговле Украины со странами СНГ…

У нас целый пакет вопросов касательно этого соглашения с СНГ. Я выступал за то, чтобы Украина подписала соглашение о зоне свободной торговли со странами СНГ. В результате Азаров (Николай Азаров – премьер-министр Украины – ИФ) подписал соглашение об исключениях и запретах в рамках зоны свободной торговли со странами СНГ. Но это же два разных документа!

Хотелось бы, чтобы премьер-министр при рассмотрении этого вопроса присутствовал в парламенте. Я хочу услышать ответы премьера на вопросы, зачем он подписал это соглашение и какие плюсы даст оно украинской экономике. Все минусы я увидел…

Как, на ваш взгляд, будут далее развиваться украинско-российские газовые переговоры и чем они завершатся?

До президентских выборов (в России – ИФ) я не вижу возможности положительного окончания газовых переговоров. Более того – это не газовые переговоры – это чистый русский газовый шантаж. Россияне применили очень простую технологию – затягивание переговоров.

Что сделали россияне? Они продлили на 25 лет пребывание своей военной базы на территории Украины и дали скидку для нас в цене на газ, при которой Украина в два раза больше платит за газ, нежели Европа. Россияне выставили условия заведомо неприемлемые для Украины. При этом российская сторона говорит, что готова договариваться, но только украинцы к этому не готовы. Они тянут время и каждый месяц дополнительно получают по $500 млн от реальной цены газа.

Кстати, когда я отказался идти в правительство после победы Януковича, в открытом письме президенту перечислил, что надо делать в Украине. Президент все советы выполнил с точностью до наоборот.

Я писал: «Не продлевайте пребывание базы Черноморского флота Российской Федерации в Украине» – он (В.Янукович – ИФ) продлил. Я предложил срочно изменить условия газового контракта с российской стороной, и если это не удастся, посоветовал обращаться в суд…

Что правительству необходимо делать, стране? Срочная, немедленная диверсификация. За эти два года, когда мы русским переплатили по моим подсчетам $7 млрд (по данным украинского правительства $13 млрд).

За $7 млрд мы могли бы построить два LNG (liquefied natural gas) -терминала (терминалы по приему сжиженного природного газа - ИФ). За эти средства за два года мы могли бы в каждой области реконструировать жилищно-коммунальное хозяйство. За это время и за эти деньги мы могли развернуть крупнейшую программу модернизации ТЭСов и уйти от надмерного потребления газа. И последнее, за эти деньги мы могли модернизировать газотранспортную систему Украины, заменить газоперекачивающие станции и перевести их на электричество, в результате сэкономить 7 млрд. кубических метров газа. Это же так просто! Для этого не надо иметь пять высших образований! Все это было уже подготовлено в 2005 году, когда я еще был министром экономики. Но вместо этого выбрали самый простой путь – ничего не делать, вести какие-то безрезультативные переговоры, брать у МВФ деньги, которыми рассчитываться с русским «Газпромом», обогащать русский «Газпром».

В Партии регионов заявляют, что вы анонсировали чистку оппонентов в случае победы оппозиции на парламентських выборах, как вы это прокомментируете…

Партия регионов всегда судит по себе. Я анонсировал, что в том случае, если оппозиция приходит, как большинство в парламент, будет создана специальная следственная комиссия по всем фактам злоупотреблений, воровства и грабежа, нарушений закона, которые были за последние несколько лет.

Начну с глобального. Есть пофамильный список членов Конституционного суда Украины, которые голосовали за решение об изменении Конституции, которые голосовали за решение о переписывании Конституции. Я хочу разобраться, как судьи приняли такое решение. Я убежден в том, что это решение принималось под давлением.

Потом перейдем к вопросам государственной собственности, ЕВРО-2012, покупок буровых вышек… Это уже не политика – это грабеж.

Это не политические преследования. Мы не будем создавать следственную комиссию по поводу того, почему Партия регионов внесла закон о русском языке как втором государственном – это их политическая позиция – они имеют право это делать. Но почему $10 млрд. потратили на ЕВРО-2012, почему в Украине самый дорогой в мире стадион – у меня вопрос. Да, это часть нашего плана по борьбе с коррупцией в стране. За все надо отвечать в этой жизни!